Ассоциация Негосударственных Образовательных Организаций Регионов (АСНООР) РФ

Новости

  • 22.08.2008 состоялась встреча Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко с президентом АсНООР А.Л.Вильсоном и председателем АНВУЗ В.А.Зерновым. подробнее...
  • 20.08.2008 19 августа с.г. в газете «Аргументы и факты» прошел круглый стол «Языковые школы. Методики изучения иностранных языков». Заседание проводил президент АсНООР А.Л. Вильсон. подробнее...
  • 03.07.2008 прошло очередное заседание Экспертного Совета по негосударственному сектору образования при Комитете по образованию Государственной Думы РФ. подробнее...

Документы

03.07.2008
прошло очередное заседание Экспертного Совета по негосударственному сектору образования при Комитете по образованию ГД. Рассматривались вопросы подготовки изменений в законодательные акты, касающиеся освобождения НОО от налогов на имущество, землю и прибыль, реинвестируемую в образовательный процесс и другие.

От АсНООР в заседании приняли участие президент А.Л.Вильсон, директор А.Н.Моисеев, вице-президенты И.Н.Грязнова, А.Г.Забелин,Т.А.Щур. и член Центрального Совета В.Б.Сорокин

Решение

Экспертного Совета по негосударственному сектору образования при Комитете по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

 

03 июля 2008 г.                                                     г. Москва, Государственная Дума ФС РФ

Тема заседания: «Концепция изменений налогового законодательства в сфере профессионального образования»

 

            Участники заседания Экспертного совета, заслушав и обсудив доклады и выступления членов Совета, представителей общественных объединений негосударственных образовательных организаций, руководителей учебных заведений, пришли к выводу, что важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и условием формирования инновационной экономики становится необходимость модернизации системы образования.

Экспертный совет:

констатируют,

- что в условиях структурных изменений экономики, направленных на придание ей инновационного качества, особую актуальность приобретает комплексный подход к решению задачи вхождения России в течение ближайших 10-15 лет в число стран-лидеров по ключевым показателям жизни граждан, таким, как качество образования и здравоохранения, уровень доходов и социального обеспечения. Достижение этой цели невозможно без создания налоговой системы, работающей на модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, в образование, здравоохранение, в том числе посредством  максимально возможного освобождения от налоговой нагрузки расходов образовательных учреждений, организаций и граждан на образование.  

исходит из того,

- что формирование благоприятных для инновационного развития вузов условий - это, прежде всего, создание вне зависимости от их форм их учредительства оптимальных и устойчивых нормативно-административной и налогово-кредитной сред, обеспечивающих становление и поддержку инновационных подходов к образовательному процессу,

- что современное инновационное образование, усиление самостоятельности вузов в выборе стратегий развития в целях быстрой адаптации к запросам и требованиям времени, повышение творческих потенциалов преподавателей требует увеличения финансовых затрат без возможности открытия доступа к иным источникам финансирования.

отмечает,

что в настоящее время, негосударственный сектор образования,  став органичной частью российской системы образования, имеет ряд серьезных проблем, ограничивающих его возможности переходить на современные инновационные образовательные технологии, осуществлять широкое международное сотрудничество.

Среди наиболее острых проблем негосударственного образования Экспертный совет выделяет:

  • 1. Исследовательские и инновационные потенциалы многих негосударственных образовательных учреждений не могут быть задействованы в полном объеме в силу ограниченности доступа к ресурсам и отсутствием государственного механизма стимулирующего запуск инновационных возможностей негосударственных вузов.
  • 2. Изъятие из ФЗ «Об образовании» положения о возможности бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию (1996 г.), негативно отражается на развитии этого сектора.
  • 3. Серьезной проблемой негосударственного сектора образования являются источники финансирования образовательных процессов. Негосударственные вузы, не имея государственных заказов, не могут получать банковские кредиты на льготных условиях для модернизации и развития материально-технической базы и открытия новых образовательных направлений.
  • 4. Отмена льгот по налогообложению образовательных учреждений привела к прямому изъятию из их бюджетов значительных средств, предназначенных для развития образовательного процесса. Однако если в отношении государственных образовательных учреждений проблема с налогами на имущество и пользования земельными участками оперативно была решена путем перераспределения средств между федеральным и региональным уровнями бюджетов, то негосударственные образовательные учреждения вынуждены изыскивать средства для уплаты налогов за счет сокращения расходов на внутренние программы развития. Парадокс принятого решения заключается в том, что в наиболее невыгодную ситуацию попали именно сильные негосударственные вузы, которые более 15 лет затрачивали значительные средства на создание собственной материально-технической базы. Это ведет к недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг.

Экспертный совет считает:

- что, инновационные изменения структуры отечественной экономики предполагают ее техническое переоснащение и инвестиции в «человеческий капитал», в первую очередь, в образование и науку. Поэтому одними из основных проводников инновационных подходов в экономике являлись, являются и будут являться образовательные учреждения и организации.

       В этой связи возникла острая необходимость в разработке новой концепции изменений налогового законодательства в сфере профессионального образования, которая должна +содержать следующие направления;

  1. Разработка и внесение в российское законодательство изменения направленных на создание эффективной системы налогообложения образования, науки, стимулирования инноваций, путем пересмотра отдельных правовых норм, регулирующих как налогообложение образовательных учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы, так и организаций, инвестирующих средства в образование.
  2. Другим направлением решения вышеуказанной задачи может стать активизация регулирующей функции налога на имущество организаций - в части налогообложения образовательных учреждений и организаций профессионального образования. Современный налог на имущество организаций, призванный стимулировать эффективное использование основных фондов применительно к образовательным учреждениям и организациям, напротив, ведет к сокращению возможностей для развития инновационной инфраструктуры, причем в большей степени в тех образовательных учреждениях, где эксплуатируется дорогостоящее экспериментальное оборудование, позволяющее осуществлять фундаментальные научные разработки и где создана солидная материально-техническая и аудиторная база, дающая возможность с надлежащим качеством организовывать образовательный процесс.
  3. Следующим значимым направлением стимулирования инновационной инфраструктуры может стать привлечение в образование дополнительных финансовых ресурсов, не задействованных на сегодняшний день. С этой целью целесообразно дать работодателям право учитывать в составе расходов при исчислении величины налога на прибыль затраты по оплате обучения работников в высших и средних специальных учебных заведениях при получении ими высшего или среднего специального образования. По сути, инвестиции в высшее и среднее профессиональное образование являются вкладом в «человеческий капитал», что принесет отдачу в будущем, в том числе и  в становление инновационной экономики. Подобный механизм уже действует в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  4. Важным направлением повышения уровня доходов и социального обеспечения лиц  -  участников образовательного процесса и повышения их активности в инновационной деятельности может стать увеличение фонда оплаты труда за счет  установления пониженных ставок единого социального налога и введения специальной регрессивной шкалы, аналогично установленным для налогоплательщиков - организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствии с пунктом 6 статьи 241 НК РФ.
  5. Специальным направлением совершенствования налогового законодательства должно быть оптимизация региональных налоговых политик в сфере образования. Несмотря на то, что в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса РФ, субъекты РФ могут предусматривать налоговые льготы по налогу на имущество организаций, не все регионы могут быть заинтересованы в предоставлении такой льготы, особенно высшим учебным заведениям, да и размер предоставляемых льгот в различных регионах может быть неодинаковым, что поставит образовательные учреждения и организации в неравные экономические условия.

В этой связи представляется целесообразным освобождение от уплаты налога на имущество всех организаций профессионального образования, имеющих лицензию на предоставление образовательных услуг, в отношении имущества, используемого ими в образовательной и научной деятельности, на федеральном уровне.

  1. В порядке альтернативы может быть рассмотрен вариант, предусматривающий внесение изменений в бюджетное законодательство РФ, в части расширения расходных обязательств федерального бюджета в виде возмещения негосударственным образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию, расходов по уплате налога на имущество организаций, уплаченного в бюджеты субъектов РФ.

 

Экспертный совет рекомендует

 Комитету по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

 

  • 1. Рассмотреть вопрос о внесении поправок в налоговое законодательство РФ, направленных на создание эффективной системы налогообложения образования и науки, стимулирования инноваций, путем пересмотра отдельных правовых норм, регулирующих как налогообложение образовательных учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы, так и организаций, инвестирующих средства в образование.
  • 2. Выступить с законодательной инициативой о предоставлении налоговых льгот для юридических лиц, финансирующих обучение и повышение квалификации своих работников.
  • 3. Выступить с законодательной инициативой об увеличении размера налоговых вычетов для физических лиц, осуществляющих финансирование собственного обучения и обучения своих детей.
  • 4. Выступить с законодательной инициативой об определении перечня налоговых льгот для юридических и физических лиц осуществляющих благотворительную помощь образовательным учреждениям, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, вне зависимости от их организационно-правовой формы в целях выполнения ими своих уставных задач.
  • 5. Выступить с инициативой перед органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рассмотреть вопрос о внесении поправок в законодательство субъектов федерации и муниципальных образований в части предоставления налоговой льготы образовательным (некоммерческим) организациям по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого образовательными (некоммерческими) организациями в уставных целях, и налога на пользование землей в части земельных участков, на которых расположены сооружения, используемые образовательными (некоммерческими) организациями в образовательных целях.
  • 6. Сформировать под руководством заместителя председателя Экспертного Совета по негосударственному сектору образования профессора Жильцова Н.А. рабочую группу по разработке концепции и проектов законодательных инициатив в области налогообложения образовательных организаций имеющих лицензии на образовательную деятельность. Приложение №1 «Состав рабочей группы Экспертного Совета по негосударственному сектору образования»
  • 7. Провести по проекту налогообложения в сфере образования не позднее ноября 2008 г. совместное заседание четырех Экспертных Советов Комитета по образованию Государственной Думы (по общему образованию, по среднему профессиональному и начальному профессиональному образованию, по высшему и послевузовскому профессиональному образованию и по негосударственному сектору образования).

 

Экспертный совет принял решение готовить следующие законопроекты, связанные с налогообложением  образовательных организаций.

 

  1. В общую часть налогового кодекса - об освобождении от всех налогов и платежей доходов образовательных организаций, реинвестируемых в образовательный процесс (включая оплату труда) в данной организации.
  2. Об освобождении образовательных организаций от налога на имущество.
  3. Об освобождении образовательных организаций от земельного налога.
  4. Об освобождении образовательных организаций от налога на прибыль в части реинвестируемой в образовательный процесс (включая оплату труда) в данной организации.
  5. Об освобождении от налога на прибыль всех расходов организаций, связанных с обучением и повышением квалификации сотрудников, включая расходы на высшее образование.
  6. Об освобождении от налога на прибыль затрат негосударственных образовательных организаций на бесплатное обучение отдельных студентов. Например, победителей конкурсов в вузах искусств.
  7. Об освобождении образовательных организаций от НДФЛ доходов,  направленных на спонсорскую помощь государственным и аккредитованным негосударственным образовательным организациям, но не белее 25% дохода данного лица.
  8. Первый законопроект должен быть представлен в конце сентября.

 

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке,

Председатель общественного движения «Образование для всех»                                                                                  О.Н. Смолин                                                             

 

 

Председатель Общественного совета по негосударственному сектору образования при Государственной Думе,

председатель Совета АНВУЗа России,

ректор Российского нового университета                                                      В.А. Зернов

 

Приложение №1.

 

Утвержден решением

Экспертного Совета 03 июля 2008 г. 

 

СОСТАВ

рабочей группы по  разработке концепции и проектов законодательных инициатив в области налогообложения образовательных организаций имеющих лицензии на образовательную деятельность.

ФИО

Должность

Т

1

Жильцов Николай Александрович

(председатель)

зам. председателя Экспертного Совета, директор Международного юридического института при Министерстве юстиции РФ.

(г. Москва)

Т.  (495) 779-43-44

Ф.:(495) 120-44-14, 779-45-88

E-mail:mvshb@mail.ru

2

Шестакова Наталья Сергеевна (зам. председателя)

Начальник правового управления  МВШБ

lawyer@lawinst.ru;

8 -926-747-61-05

3

Степанов Сергей

Станиславович

 

Ректор Международного независимого эколого-политологического университета.

(г.Москва)

Т.(495)231-44-50,

Ф.:(495) 361-13-13, 159-17-27

E-mail: info@mnepu.ru, rector@mnepu.ru

4

Вильсон Александр Львович

Президент ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР). Президент лицея «Столичный» (г. Москва)

8(499) 616-53-08, 420-27-40,

E-mail: asnee@aha.ru

5

Моисеев Александр Николаевич 

Директор Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООР) (г. Москва)

490-27-40

E-mail: asnee@aha.ru

6

Забелин Алексей Григорьевич

Председатель Ассоциации негосударственных ССУЗов, ректор Московской финансово-юридической академии. (г. Москва)

Т.  (495) 123-15-00,(78-55)

Ф.:(495) 123-15-00

E-mail:post@ruil.ru

7

Сухолет Ирина Наумовна

 

Ректор Института современного искусства. (Г. Москва)

Т.(495)145-83-80,960-53-93, 145-89-15

Ф.:(495) 145-83-80

E-mail: isi@ipc.ru

8

Петров Владимир Николаевич

 

Ректор регионального открытого социального института (РОСИ) (г. Курск)

(Т./Ф.(471) 234-38-48, 234-38-45) E-mail: rosi@kursknet.ru

9

Коваль Анатолий Васильевич

Зав. кафедрой МВШБ

8-916-092-25-46

E-mail:avkov65@mail.ru

10

Иванов Михаил Алексеевич

Проректор по экономике  Международного института менеджмента «ЛИНК»

(495) 556-25-36, ф. (495) 781-26-38, E-mail: ivanov@ou-link.ru

11

Баскаков Кирилл Владимирович

Управляющий делами ВЭГУ, юрист

(495) 360-52-97, (495) 360-62-27, E-mail: Baskakov_inep@mail.ru

12

Крючков Вадим Геннадьевич

Эксперт по налогообложению, бух. учета и аудита. «Лега-бридж»

Т/ф (495) 500-03-20

E-mail: v.kruchkov@lega-bridge.ru

13

Дементьев Дмитрий Александрович

Эксперт по корпоративному праву, адвокат. «Лега-бридж»

(495) 500-03-20, E-mail: d.dementev@lega-bridge.ru

14

Елистратова Марина Владимировна

Директор по работе с клиентами, менеджер проектов. «Лега-бридж» 

(495) 500-03-20, E-mail: elistratova@lega-bridge.ru

15

Капустин Валерий Сергеевич

(координатор)

Директор АНВУЗа. (г.Москва)

Т/Ф.: (495)925-03-80, 8-905-501-71-90.

E-mail:anvuz@rosnou.ru

 

Анонсы событий

  • Открыт прием заявок на участие в Фестивале "Кремлёвские звёздочки". Московский этап пройдет 22-26.09.08 в Московском Доме художника

    подробнее...
  • ИТОГИ МЕРОПРИЯТИЙ

    10-11 сентября 2008 г. АсНООР при поддержке Департамента образования г. Москвы прошла Конференция негосударственных школ г. Москвы (см. резолюция, фоторепортаж).

    подробнее...
  • НАГРАДЫ
    Организации юбиляры, а также руководители и педагоги НОО, награжденные в СЕНТЯБРЕ 2008 г. орденами, медалями и почетными званиями.
        (все награжденные в 2007, 2008 гг. - стр. "Достижения"   
    .
    подробнее...

Партнеры АсНООР

Российская Академия образования

Московская Городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений

Московский центр качества образования.

CITA - международная аккредитация школ

 

 

Создание сайта —
дизайн-студия «Отражение»