пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
Главная
Центральный Совет
Члены АсНООР
Отделения,представительства
Центры, отделы
Общественно-конс. совет
СПК в сфере образования
Центр развития квалификаций
Общественная аккредитация
Журнал "ОСШ"
Дирекция АсНООР
Вступить в АсНООР
Контакты

НОВОСТИ
Фестиваль

Фестиваль «Дети за лучший мир!»

Международная школа «Интеграция XXI век» (г. Москва, Россия), мэрия города Задар, правительство Задарской области,  музыкальная школа Благое Берсы (г. Задар, Хорватия), Задарский кукольный театр Лутака (г. Задар, Хорватия) при содействии Международного детского благотворительного фонда Владимира Спивакова, и личном участии Посла Российской Федерации в Хорватии проводит Международный конкурс-фестиваль искусств на побережье Адриатического моря, в древнейшем историческом и культурном центре Хорватии и Европы — городе Задар. Конкурс пройдет c 15 по 21 июня на лучших сценических площадках  города. Церемонию официального открытия конкурса-фестиваля будет проводить посол РФ в Хорватии Азимов А.С.



Рождественский турнир
С 01.11.19 принимаются заявки на участие в ежегодном Международном Рождественском турнире «Будущее России» для школьников «Волшебный мир театра», посвященного Году Театра в РФ

Рождественский турнир

C 01.11.19 открыта регистрация на участие в ежегодном Международном Рождественском турнире «Будущее России» для школьников «Волшебный мир театра», посвященного Году Театра в РФ.



"Регуляторная гильотина" в сфере образования
В Доме Правительства РФ у директора Департамента регуляторной политики состоялось совещание по вопросу формирования рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере образования.

Увеличение субсидий частным школам и детским садам
6 августа Мэр Москвы С.С.Собянин провел встречу с руководителями частных образовательных учреждений столицы, на которой озвучил решение о повышении нормативов бюджетного финансирования частных школ и детских садов до уровня нормативных затрат на школьников для государственных учреждений.

Международный конкурс в Хорватии
I Международный конкурс - фестиваль детского и юношеского творчества «Дети за лучший мир!»
17-20 июля 2019 года на побережье Адриатического моря, в древнейшем историческом и культурном центре Хорватии и Европы - городе Задар.




Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) РФ 

ПРОВЕРКИ ПРОКУРАТУРЫ 2018

На сайте прокуратуры города Москвы размещен сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год. Аналогичные планы проведения проверок можно найти на сайтах остальных региональных прокуратур России.

Обращаем внимание образовательных организаций, входящих в АСНООР, на данный факт, учитывая то влияние на деятельность образовательной организации, которое может оказать проведение неожиданной проверки. Сотрудники правового отдела АСНООР вынуждены ежегодно проводить значительное количество времени в судах, защищая интересы образовательных организаций, привлекаемых к административной ответственности по результатам проведенных проверок в связи с осуществлением  образовательной деятельности. Не будем скрывать, суды по большей части принимают постановления о привлечении проверяемых организаций к административной ответственности. На этой стадии помочь образовательной организации сложно.

Ввиду этого Правовой отдел АСНООР настоятельно рекомендует готовиться хотя бы к запланированным проверкам. Перечень правонарушений, выявляемых при проверках образовательной деятельности стандартен. Должная подготовка к проводимой проверке позволит избежать или  минимизировать возможные издержки в связи с привлечением к административной ответственности.

 Для этого предлагается внимательно осуществлять мониторинг плана проведения проверок. В случае попадания организации в данный план заблаговременно осуществлять работу по подготовке организации к проводимой проверке. Лучшим способом будет привлечение опытных специалистов в области лицензирования для проведения так называемой предпроверки. Еще раз повторимся, что все выявляемые при проверках проблемы – стандартны. В зависимости от цели проверки это нарушения связанные с лицензионными требованиями, с несоответствием договоров об оказании образовательных услуг установленным требованиям, с отсутствием подтверждения должной квалификации педагогических работников, с несоответствием сайта организации и т.п. В качестве примера, даже минимальное нарушение требований законодательства в части оформления договора об оказании образовательных услуг, как то - неуказание номера телефона обучающегося (даже несовершеннолетнего) может привести к административному штрафу в размере от 100 тысяч рублей.

В таблице, прилагаемой  к письма, а также размещенной на сайте АСНООР по адресу https://asnoor.ru/otd_mir/proverki.php приведена предварительная выборка из плана проводимых проверок в отношении образовательных организаций г. Москвы. Проверить свои организации на предмет вхождения в план проверок Вы можете на сайте своей региональной прокуратуры (для Москвы - http://www.mosproc.ru/svodnyi-plan-proverok-subektov-predprinimatelstva.php, для Московской области - http://mosoblproc.ru/planyi-proverok/planyi-proverok-yuridicheskih-lits-i-individualnyih-predprinimateley/plan-proverok-na-2018-god/). В планах проведения проверок указаны месяц планируемой проверки ( в графе «на дата начала проведения проверки»), цель проведения проверки, форма проведения проверки. Обращаем внимание, что там перечислены все запланированные проверки организаций, включая проверки, связанные осуществлением пожарного надзора, требований СЭС, выполнения требований транспортного законодательства и т.п. В размещенной таблице на отдельном листе выделены проверки, не связанные с образованием.

Дополнительно сообщаем, что в правовом отделе АСНООР осуществляют свою деятельность одни из самых квалифицированных высококлассных специалистов в области лицензирования, которые обладают наибольшим опытом по подготовке образовательных организаций к прохождению проверок в области регулирования образовательной деятельности, а также к лицензированию. Сотрудники правового отдела также имеют самую богатую практику защиты интересов образовательных организаций и в судебных инстанциях. При этом правовой отдел обеспечивает конфиденциальность информации полученной при подготовке документов к проверке, при необходимости мы заключаем с образовательными организациями соглашения о неразглашении. 

План проведения проверок на 2018 год

***

Негосударственные образовательные организации. Правовой статус

1. Сравнительный анализ ОПФ для негосударственных образовательных организаций.

2. Выбор оптимальной ОПФ для вновь создаваемых образовательных организаций.

3. Минимизация имущественных рисков для учредителей образовательных учреждений.

4. Приведение в соответствие учредительных документов образовательных учреждений действующему законодательству.

5. Наследование образовательного учреждения.

Руководитель правового отдела АСНООР
Агзамов А.Р.
т
. 8-916-693-4310,
e-mail: a2r@ya.ru

Сравнительный анализ ОПФ для негосударственных образовательных организаций

Основными источниками норм, устанавливающих правовой статус образовательных организаций, являются Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «О некоммерческих организациях», закон РФ «Об образовании».

П. 1 ст.11-1 Закон РФ «Об образовании» гласит

«Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций».

В соответствии с гражданским законодательством некоммерческие организации могут создаваться в следующих формах:

1) Общественные и религиозные организации (объединения)

2) Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

3) Казачьи общества

4) Фонды

5) Государственная корпорация

6) Государственная компания

7) Некоммерческие партнерства

8) Частные учреждения

9) Государственные и муниципальные учреждения

10) Автономная некоммерческая организация

11) Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

12) Потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.


Учитывая, что предметом настоящего рассмотрения являются негосударственные (в т.ч. немуниципальные) образовательные организации, ограничим область рассмотрения следующими формами:

I. Частное учреждение

II. Автономная некоммерческая организация

III. Некоммерческое партнерство

Данное ограничение в первую очередь обусловлено максимальным соответствием целей деятельности последних трех организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Проведем сравнение правого положения форм образовательных организаций.

Таблица 1. Сравнительный анализ правового положения ЧУ, АНО и НП

Частное учреждение

Автономная некоммерческая организация

Некоммерческое партнерство

Цели деятельности

Осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Содействие ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в целях, оговоренных в федеральном законе «О некоммерческих организациях»

Учредители, членство

Граждане и (или) юридические лица, являющиеся собственниками учреждения

Не основано на членстве

Граждане и (или) юридические лица

Не основана на членстве

Граждане и (или) юридические лица

Основано на членстве. Учредители с момента государственной регистрации становятся членами партнерства

Имущество

Учреждение не может быть собственником.

Все имущество закрепленное учредителями (собственниками) находится в оперативном управлении.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Образовательное учреждение имеет право быть арендатором и арендодателем.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам только собственными денежными средствами.

При ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого частного учреждения, закрепленное на праве оперативного управления, передается его собственнику (учредителю).

образовательного учреждения

Остальные денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Не может быть признано банкротом

Имущество, переданное организации ее учредителями (учредителем), является собственностью организации. Учредители организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

При ликвидации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Остальное имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами партнерства на цели, в интересах которых оно была создано, и (или) на благотворительные цели

Таблица 1. Сравнительный анализ правового положения ЧУ, АНО и НП (продолжение)

Частное учреждение

Автономная некоммерческая организация

Некоммерческое партнерство

Ответственность учредителей, членов организации

При недостаточности находящимися в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (учредитель или учредители)

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей

Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.

Высшие органы управления

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель (учредители) или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Высшим органом управления некоммерческим партнерством в соответствии с его учредительными документами является:

общее собрание членов.


По результатам сравнения можно указать следующие основные преимущества и недостатки указанных ОПФ для образовательных организаций.

Таблица 2. Преимущества и недостатки ЧУ, АНО и НП как ОПФ для образовательной организации

Частное учреждение

Автономная некоммерческая организация

Некоммерческое партнерство

Недостатки

1. Субсидиарная ответственность учредителей (собственников) учреждения по его обязательствам.

2. Учреждение не может быть собственником

1. Сложность организации высшего органа управления, необходимость контроля за субъектным составом коллегиального высшего органа управления.

2. Несменяемость учредителей.

1. Несоответствие целей деятельности для большинства образовательных организаций.

2. Несменяемость учредителей.

Преимущества

1. Возможность полного контроля за деятельностью со стороны учредителя (собственника)

2. Сохранение за учредителем права собственности на имущество, закрепленное за учреждением

3. Возможность изменения состава учредителей (собственников).

4. Возможность наследования учреждения

  1. Организация может быть собственником имущества
  2. Отсутствие ответственности учредителей по обязательствам организации
  1. Партнерство может быть собственником имущества.
  2. Отсутствие ответственности учредителей и членов по обязательствам партнерства
  3. Возможность распределения имущества партнерства при ликвидации в пределах размеров переданных имущественных взносов

Минимизация рисков имущественной ответственности для учредителей частных учреждений

Большинство существующих негосударственных образовательных организаций создано в форме частных учреждений. Как было указано выше, много проблем для учредителей учреждений может породить ответственность собственника по обязательствам учреждения.

Попробуем найти ответы на вопрос, каким образом возможно уменьшить риски учредителей (собственников) учреждений, связанные с субсидиарной ответственностью по обязательствам учреждения.

Одной из допустимых для учреждений форм реорганизации является преобразование в автономную некоммерческую организацию. Как было указано выше, учредители АНО не отвечают по обязательствам организации.

Однако, как и любая реорганизация, преобразование частного учреждения в автономную некоммерческую организацию является сложным и протяженным во времени процессом, который может повлечь за собой ряд негативных последствий. Например, обязательную при реорганизации налоговую проверку учреждения, необходимость переоформления лицензий, свидетельств о государственной аккредитации, требований досрочного исполнения обязательств от кредиторов, переоформления действующих договоров (в т.ч. договоров аренды).

Существует другой путь решения данной проблемы.

Частное учреждение является единственной формой некоммерческой организации, в которой возможна смена учредителей. Используя данную возможность, можно предложить следующую схему ограничения ответственности физических лиц, являющихся учредителями учреждений.


Приведение в соответствие учредительных документов образовательных учреждений действующему законодательству

• С 1 января 2007 года вступили в силу изменения в ГК РФ и федеральный закон «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми все учреждения в зависимости от субъектного состава учредителей были разделены на частные учреждения (созданные гражданами или юридическими лицами), государственные и муниципальные учреждения (соответственно созданные Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и созданные муниципальным образованием).

• Согласно ст. 54 ГК РФ и ст. 4 федерального закона « О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

• С 2007 года для бывших негосударственных образовательных учреждений их организационно-правовая форма именуется «частное учреждение». Таким образом, наименование негосударственного образовательного учреждения наряду с указанием на образовательный характер деятельности должно содержать введенный термин «частное учреждение». В случае если наименование учреждения не изменено – оно не соответствует действующему законодательству. Это обстоятельство, в свою очередь, может породить проблемы при прохождении лицензирования образовательной организации, т.к. документы учреждения в части наименования нарушают требование закона.


Наследование в образовательных учреждениях

В соответствии с п.1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

Необходимо указать, что из всех форм некоммерческих организаций лишь в отношении учреждений учредители имеют какие-либо вещные права в отношении имущества организации. Ввиду этого, лишь в отношение учредителей учреждений возможно говорить о наследовании. Имущество учреждения подразделяется на имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, а также на имущество, приобретенное за счет приносящей доходы деятельности учреждения. Собственником всего имущества учреждения является его учредитель. В случае смерти учредителя данное имущество также может быть включено в состав наследства. В связи с наследованием происходит смена собственника имущества учреждения. При этом право оперативного управления сохраняются за учреждением.

П. 2 ст. 300 ГК РФ гласит

«При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.»

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона РФ "Об образовании" руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Таким образом, при смене собственника образовательного учреждения на наследника происходит и смена учредителя учреждения, к которому переходят все права по управлению учреждением, принадлежавшие наследодателю.

Следует отметить, что наследникам при вступлении в наследство необходимо будет сообщить нотариусу о том, что в наследуемое имущество входит и имущество учреждения. Возможно при этом возникнут проблемы с оформлением наследства, так как нотариусы в своем большинстве, не сталкивались с подобными ситуациями.

Во избежание проблем оформления наследования, также как и для решения задач минимизации рисков субсидиарной ответственности учредителей по обязательствам учреждения, можно предложить осуществить замену учредителей – физических лиц на учредителей – юридических лиц, которые в свою очередь подконтрольны прежним учредителям физ.лицам. См. схему «Минимизация рисков имущественной ответственности учредителей».



 



СЕКЦИЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ АсНООР

СОСТАВ СОВЕТА

Духанина Любовь Николаевна (председатель ЦОКС), д.п.н., депутат Государственной Думы 7 созыва, Заместитель председателя комитета ГД по образованию и науке, руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», президент образовательного холдинга «Наследник», президент Фонда «Национальные ресурсы образования», председатель Российского общества "Знание".

Крутов А.Д. (зам. председателя ЦОКС), депутат Государственной Думы ФС РФ 6 созыва

Аксельрод В.Г.,Советник юстиции 2-го класса; Полномочный Представитель «Международного Комитета защиты прав человека», Председатель Правления Комитета по противодействию терроризму, коррупции, наркомании и экологическим преступлениям «Международная безопасность» («INTERSAFETY»), Представитель «Международного Комитета защиты прав человека» (CIPDH, ООН, Париж, Франция), Начальник Управления «Р» Фонда содействия органам государственной безопасности (ФСОГБ).

Алмазова А.А., к.м.н., доцент,врач высшей категории, Организационно-методический отдел Департамента здравоохранения г. Москвы 

Болдырев М.М., Президент Международного Общественного Фонда «Мир без войны», Председатель совета учредителей Международной Федерации Русскоязычных писателей, Сопредседатель движения «Россия»

Бородина А.В., член Президиума центрального совета движения «Народный собор». Президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры»

Волгина А.В., Начальник отдела образования, науки, культуры, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России 

Димитров А.В.Президент Общероссийского Общественного Фонда содействия патриотическому воспитанию граждан «Служу России».

Заборская М.Г., д.фил.н., проф., президент НОУ СОШ ГХЦ "МИРТ", (г.Санкт-Петербург)

Иеромонах Онисим, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии

Карманов А.А., д.п.н., проф., генерал-майор, Ученый секретарь Военно-научного общества Культурного центра Вооруженных Сил РФ.

Крутов Д.В., к.т.н., Председатель Московской Гильдии предпринимателей, помощник председателя Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ. Председатель Экспертного совета Рабочей группы Комитета по энергетике Государственной Думы ФС РФ, автор и ведущий еженедельной радиопередачи о малом бизнесе «Народный предприниматель».

Кудимов А.В., д.ю.н., генерал-лейтенант ФСБ РФ, заместитель Председателя Международного союза юристов, Президент Ассоциации "Столичный центр поддержки бизнеса и права", член Управляющего совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Меркулов С.В. (координатор ЦОКС), Директор по связям с общественностью Института Проблем Общественного Развития.

Наурбиев С.Х., генеральный директор Международной Ассоциации писателей и публицистов в России

 Свирщук Г.В., Президент Международного Агентства Рекордов и Достижений, автор российской Книги рекордов.

Хилтунен В.Р. Вице-президент Евразийской академии телевидения и радио (EATR), действительный член Международной академии телевидения и радио (МАТР), журналист-международник, автор телепроектов.

Щеголева Н.Л., эксперт по информационной политике Клуба «Российский Парламентарий».

Нет продолжения

Партнеры АсНООР

Московский центр образовательного права

Союз "Духовное воспитание"